ЦPP - детский сад № 56 «Сказка». Димитровград

Советы заместителя заведующего по УВР (Октябрь 2)

 

Зачем ребенку игра?

 

               Игра – это первая деятельность,которая имеет огромное значение в формировании и развитии личности ребенка,обогащает ее. Вы, наверняка, не раз наблюдали, как ребенок, которому впервыеудалось что-то сделать, например, открыть дверь, повернув ручку, повторяет своедействие вновь и вновь. Такая удача является для него достижением, приобретаетзначимость и переходит в игровой план. А результат всего этого? Ответ наповерхности – происходит закрепление приобретенного навыка, необходимого вдальнейшей жизни.

            Именно только народившиеся, ненадоевшие повседневно, навыки входят в игру и таким образом закрепляются.Человечек шаг за шагом продвигается вперед. Ребенок, конечно же, играет незатем, чтобы подготовить себя к жизни, а потому, что ее так организуютвзрослые. И мотивы для своих игр он черпает из общения с ними.          

             Некоторые родители иногда жалуются на своихдетей: «Он играет целыми днями, а толку-то, лучше бы чем-то полезным занялся».

            Конечно, развивать «полезные» навыки иумения важно, но игра является для ребёнка не менее ценной и нужной дляразвития. Как ни странно это звучит, но для ребенка игра – это серьёзное,полное смысла занятие, а не пустое времяпровождение.

Вотсмотрите, сколько всего важного постигает ребёнок в игре:

 

          - в относительно безопасной ситуацииигры ребёнок позволяет себе пробовать различные способы поведения и находитьнаиболее подходящие,

         - игра для ребёнка – это также одна изформ «самотерапии», благодаря которой могут быть выражены и отработаныразличные конфликты и сложности. Язык игры для детей – это то же, что слова длявзрослых. Играя, ребёнок может «выговориться»,

         - игры помогают детям научитьсявзаимодействовать с другими людьми в реальной жизни, соблюдать правила, учитьсядоговариваться и уважать чужие границы, вместе делать что-либо и получать отэтого удовольствие,

        - самые разные игры способствуютразвитию таких важных познавательных процессов, как память, внимание, мышление,также учат сосредотачиваться, проявлять гибкость, коммуникативные и творческиеспособности, а ещё развивают пространственные навыки, координацию, скоростьреакции.

       - игра нужна для обучения, это – школажизни и настоящая исследовательская деятельность. Играя, ребенок развивается иразвивается, играя, бессознательно радуясь и получая удовлетворение от своихуспехов.

- игра позволяет детям отдохнуть, вносит разнообразие в монотоннуюдеятельность, снимает напряжение и развивает интеллектуальные и творческиеспособности ребенка.

         Существуетнесколько классификация игр. Общепринятая сейчас – классификация,предложенная  Новосёловой С.Л.. В ней вкачестве основного принципа выдвигается учёт «инициативы», исходящей от субъектов игры.

 Итак, предлагается разделить все игры наследующие классы (виды).

1 класс –  ИГРЫ, ВОЗНИКАЮЩИЕ ПО ИНИЦИАТИВЕ САМИХ ДЕТЕЙ

 

1. Самодеятельныеигры – экспериментирования:

-экспериментирования с природными объектами и явлениями;

-экспериментирование с животными;

-экспериментирования с игрушками и другими предметами.

2. Самодеятельныесюжетные игры:

- сюжетно–отобразительные (ранний возраст)

- сюжетно –ролевые

- режиссерские

- театрализованные

2 класс –  ИГРЫ, ВОЗНИКАЮЩИЕ ПО ИНИЦИАТИВЕ ВЗРОСЛЫХ

1. Обучающие игры:

- дидактические

- сюжетно –дидактические

- подвижные

- игры с правилами

2. Досуговые игры:

- интеллектуальные (шахматы,шашки)

- игры –забавы

- игры –развлечения

- театральные

- празднично –карнавальные

3 класс –  ИГРЫ, ОПРЕДЕЛЯЕМЫЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ ИНИЦИАТИВОЙЭТНОСА

1.    Традиционные(народные) игры:

-обрядовые

-тренинговые

-досуговые

-архаические

      Хочетсязаметить, что ведущей детской деятельностью являются  игры,возникающие по инициативе  ребенка.Именно они являются  истинно детскойдеятельностью, отвечающей природе ребенка, его потребностям и интересам. Другиеклассы игр обслуживают процессы обучения и воспитания в помощь взрослым.

 

Какие   жеигровые сюжеты по силам развернуть дошколятам разного возраста?

 

Дети3 -4 лет: Семья. Детский сад.Магазин. Больница. Парикмахерская. Автобус. Пароход. Зоопарк.

Дети4 -5 лет: Семья. Магазин. Детскийсад. Больница. Моряки. День рожденья. Театр. Салон красоты

 

Дети5 -7  лет: Семья. Магазин (супермаркет). Поликлиника. Больница сразными отделениями. Аптека. Зоопарк. Фабрика игрушек.  Путешествия по реке. Автобусная экскурсия.Путешествие по пустыне и степям. Путешествие на другую планету. Космодром.Цирк. Мы – артисты. Ателье. Дом моды. Почта. Телеграф. Стадион.  Кинотеатр. Лесная школа. Школа. Весенний бал.В ботаническом саду. Мы –фермеры. Осенняя ярмарка. Карнавал. Библиотека. Телевидение.«Скорая помощь». Пожарная часть
    И, конечно, обязательно помните,что игра – это добровольное занятие. Играть нельзя по приказу, это не долг и необязанность. Не заставляйте ребенка играть только потому, что так решили вы.Доверьте ему самому выбрать себе игру, заинтересуйте его новыми открытиями,которые ждут его в ней, и вы увидите, с каким удовольствием ваш ребенок учится,играя!

Именнопоэтому так важно как можно больше играть с детьми. Ведь игра – это еще изамечательная возможность лучше узнать наклонности и интересы своего ребенка, спользой провести свободное время и установить теплые дружеские отношения всемье.

8 октября 2012 в 09:40