ЦPP - детский сад № 56 «Сказка». Димитровград

Советы психолога (Октябрь 1)

Перваямладшаягруппа

(от двух до трех лет)

                  Возрастные     особенности                       психическогоразвития детей

На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжает развиваться предметная деятельность,ситуативно-деловое общение ребенка и взрослого; совершенствуются восприятие,речь, начальные формы произвольного поведения, игры,наглядно-действенное мышление.

Развитие предметной деятельности связано с усвоением культурных способов действия с различными предметами. Развиваются действия соотносящие и орудийные.

Умение выполнять орудийные действияразвивает произвольность,  преобразуя натуральные формы активности в культурные наоснове  предлагаемойвзрослыми модели, которая выступает в качестве не ко объекта подражания, но и образца, регулирующего собственную активность ребенка.

В ходе совместной со взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Дети продолжают осваивать названия окружающих предметов, учатся выполнять простые словесные просьбы взрослых в пределах видимойнаглядной ситуации. Количество понимаемых слов значительно возрастает. Совершенствуется регуляция поведения в результате обращения взрослых к ребенку, который начинаетпонимать не только инструкцию, но и рассказ взрослых. 

Интенсивно развивается активная речь детей. К 3 годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить простые передвижения, в разговоре со взрослым используют практически все части ре*) Активный словарь достигает примерно1000-1500 слов. К концу третье года жизни речьстановится средством общения ребенка со сверстниками.  В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, сование,конструирование.
   Игра носит процессуальный характер, главное вней — действия. Они совершаются с игровымипредметами, приближенными к реальности. В середине третьего года жизнипоявляются действия с предметами-заместителями.
    Появление,собственно изобразительной деятельности обусловлено тем, что ребенок уже способен сформулировать намерениеизобразить какой-либо предмет. Типичнымявляется изображение человека в виде «головонога» —окружности и отходящих от нее линий.

К третьему году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из двух-трех предметовпо форме, величине и цвету; различатьмелодии; петь.

Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух.К 3 годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями.

Основной формой мышлениястановится наглядно-действенная. Ее особенность заключается в том, чтовозникающие в жизни ребенка проблемные ситуации разрешаются путем реальногодействия с предметами.

Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этот период начинает складываться и произвольность поведения. Она обусловлена развитием орудийных действий и речи. У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом. Завершается ранний возраст кризисом 3 лет. Ребенок осознает себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я.

Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения со взрослым и др.Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет.

                      Задачи воспитания иобучения

Продолжать укреплять исохранять здоровье детей. Воспитывать культурно-гигиенические навыки инавыки самообслуживания. Развивать основные движения,предупреждать утомление.

Наряду с наглядно-действенным мышлениемформировать элементы наглядно-образного мышления. Развиватьвосприятие, внимание, память детей.

Расширять опыт ориентировки вокружающем, обогащать детей разнообразными сенсорнымивпечатлениями.

Формировать представления о предметахближайшего окружения, о простейших связях между ними. Воспитывать интерес кявлениям природы, бережное отношение к растениям.
   Продолжать развивать речь детей. Расширять их словарный запас, совершенствовать грамматическую структуру речи. Учить понимать речь взрослых без наглядного сопровождения. Добиваться того, чтобы к концу третьего года речьстала полноценным средством общения детей друг с другом. 
   Формировать предпосылки сюжетно – ролевой игры, развивать умение играть рядом, а затем и вместе сосверстниками. 
  Формировать у детей опыт поведения в среде сверстников. Воспитывать чувство симпатии к сверстникам,любовь к родителям и близким людям. 
   Развивать художественное восприятие, воспитывать отзывчивость на музыку и пение, доступные их пониманию произведения  изобразительного искусства,литературы.

 
12 октября 2012 в 09:37