ЦPP - детский сад № 56 «Сказка». Димитровград

Советы учителя-логопеда (октябрь)

Если ребенок не говорит…

               Если малыш в 1 год не говорит слов, или к 2-мгодам говорит лишь отдельные слова и понять его очень трудно, то родители, а порой и врачи, зачастую считают, что нет повода для беспокойства. В большинстве случаев предпочитают подождать, особенно если ребенок - мальчик. 

             Безусловно, у ряда детей речевое развитие лишь несколько запаздывает и к 3-4 годам уже выравнивается до возрастной нормы. Но для многих детей время ожидания оказывается, к сожалению,упущенной возможностью для начала своевременной помощи.

             Определить на достаточно раннем этапе причину задержки речевого развития не просто, но очень важно. Лучше всего своевременно проконсультироваться с логопедом и детским неврологом, имеющим достаточный опыт работы именно с "речевыми" детьми. Ведь существует много различных причин и, соответственно, видов нарушений речевого развития.Способы коррекции и лечения в различных случаях существенно отличаются. Разнообразие речевых нарушений объясняется сложностью и многоступенчатостью речевых механизмов.

            Значительную роль в возникновении нарушений речевого развития играют наследственные факторы. В настоящее время выявлены локусы хромосом, ответственных за речевые нарушения у детей. Однако, в некоторых случаях, ведущей причиной является резидуально-органическое поражение головного мозга в период родов или внутриутробного развития (гипоксия, травма, инфекция).

           В зависимости от уровня поражения,существуют различные варианты речевых нарушений:

          Наиболее простой и распространенный вариант, когда негрубо нарушено произношение отдельных звуков называется дислалией. При логопедических занятиях такой дефект достаточно успешно устраняется. Просто нужно "научить" мышцы языка и губ определенным комбинациям для произнесения определенного звука.

           При нарушении иннервации периферического речевого аппарата (язык, нёбо, губы) возникает дизартрия. Это достаточно тяжелое состояние, при котором кроме нарушения произношения звуков, наблюдаются нарушения тонуса языка, могут быть нарушения тембра, громкости, ритма, мелодикии интонации голоса, слюнотечение. Дизартрия обычно сопровождает тяжелые неврологические заболевания - ДЦП, органическое поражение мозга. Однако, часто диагностируется стертая дизартрия, которую порой трудно отличить от дислалии, но исправить звукопроизношение в таком случае на много трудней и желательна совместная работа логопеда и невролога.

          При наличии дефекта строения артикуляционного аппарата (расщелины неба и т.д.) наблюдается искаженное произнесение всех звуков речи, а не отдельных, как при дислалии. Речь невнятна, монотонна. Такое состояние называется ринолалия. Требуется консультация отоларинголога (ЛОР-врача).

              Если ребенок к 1,5 годам не говорит совсем или в 2-3 года говорит отдельные слова, хотя хорошо понимает взрослых, а в дальнейшем его речь развивается значительно хуже, чем усверстников (словарный запас бедный, много ошибок при согласовании в роде, числе, падеже, нарушено звукопроизношение), такое состояние называется моторная алалия. Связано оно споражением определенных речевых центров головного мозга. В таких случаях, чем раньше родители начнут бить тревогу и обратятся к логопеду и неврологу, тем лучше прогноз. В противном случае ребенку грозят трудности при обучении в школе, вплоть до необходимости посещения специализированной речевой школы.

              Гораздо реже случается, что речь ребенка не развивается из-за того, что он не может понимать обращенную к нему речь. То есть он ее слышит, но не может понять смысл, как иностранный язык.Такое состояние называется сенсорная алалия и возникает тоже при поражении специализированных речевых центров головного мозга. Дети могут повторять слова за взрослыми, даже заучивать стишки и предложения, но зачастую не понимая смысл того, что говорят. Поставить правильный диагноз бывает сложно, так как порой сохраняется понимание на бытовом уровне, но это состояние нужно отличать от умственной отсталости,снижения слуха и пр. Такие дети должны обязательно наблюдаться у невролога,заниматься с логопедом-дефектологом, быть проконсультированы сурдологом (для исключения нарушений слуха) и детским психиатром.

                Все вышеперечисленные примеры касаются детей, у которых с самого начала речь стала развиваться не правильно.Если же до определенного возраста речь развивалась удовлетворительно, а после перенесенного заболевания или травмы возникли нарушения, такое состояние называется афазией. У детей это встречается редко, но всегда в случае утраты или ухудшения имеющегося навыкаречи требуются экстренные меры диагностики и лечения.

           В детском возрасте также встречается реактивный мутизм. Это немота,возникшая у ребенка владеющего речью, как невротическое проявление. Но могут похожим образом начинаться и психиатрические заболевания.

           Заиканиене предоставляет трудности для диагностики.  

          Отставание в речевом развитии может быть следствием задержки психического развития, или наоборот. Оценка вербальной и невербальной сторон интеллекта важна для решения вопроса о методах коррекциии выборе лечения.

             Нельзя забывать, что речь формируется как подражание услышанному. Очень часто родители не догадываются,что у ребенка нарушен слух.

          Нельзя недо оценивать роль речевой функции на формирование ребенка.

        Нарушение речевого развития может приводить к целому ряду неблагоприятных последствий. При недостаточности речевых функций коммуникации ребенка ограничены, снижается количество получаемой информации, страдают межличностные отношения и эмоциональная сфера,в дальнейшем возможны нарушения чтения и письма.

Таким образом, правильное развитие речи является весьма важным фактором гармоничного формирования малыша и должно находиться под контролем специалистов.

Что необходимо в первую очередь, если малыш не начинает говорить в соответствии сосвоим возрастом?

Понаблюдать за ребенком и обратить внимание, на его поведение. 

·       Играет ли он также, как его сверстники? Стремится ли он общаться с взрослыми и другими детьми? Задержка речевого развития может быть следствием нарушений в сфере общения (аутизм) или отклонения в психическом развитии.

·       хорошо ли понимает обращенную к нему речь? Выполняет ли простые задания, которые не сопровождаются жестами?  

·       Провести обследование ребенка, включающее консультацию невролога (логоневролога),психолога и логопеда.

·       Выяснить, достаточно ли хороший у ребенка слух. Иногда факт, что ребенок не слышит или слышит недостаточно хорошо, является громом среди ясного неба. А без достаточного слуха речь нормально формироваться не будет.

·       При необходимости начать лечение и логопедические занятия.

            Занятия с логопедом, а порой и с логопедом-дефектологом необходимо начинать как можно раньше и проводить регулярно. По возможности определить ребенка в специализированный детский сад.

            При лечении задержек речевого развития используются различные ноотропные препараты.  Это те препараты, которые положительно влияют на высшие интегративные функции головного мозга, и основным проявлением их действия является улучшение процессов обучения и памяти. Конкретный препарат для лечения вашего ребенка порекомендует врач-невролог.

ОЦЕНИТЕ СПОСОБНОСТЬ РЕБЕНКА ГОВОРИТЬ И ПОНИМАТЬ СКАЗАННОЕ

 Прочитайте вопросы,соответствующие возрасту Вашего ребенка, проставьте ответы (да, нет).

 РОЖДЕНИЕ

 Слушание и восприятие:

 Слышит ли ребенок речь?

 Пугается ли он или плачет от шума?

 Просыпается ли он от громких звуков?

 Речевое развитие:

 Приятно ли ребенку издавать звуки?

 Издает ли он звуки,когда Вы играете с ним, смотрите на него, перестаете смотреть и смотрите снова?

Оценка результатов

 0-3 МЕСЯЦА

 Слушание и восприятие:

 Поворачивает ли ребенок голову, когда Вы смотрите на него?

 Улыбается ли он,когда Вы говорите с ним?

 Кажется ли Вам, что ребенок узнает Ваш голос и перестает плакать, если Вы обращаетесь к нему?

 Речевое развитие:

 Повторяет ли ребенок разнообразные звуки (воркует ли)?

 Можно ли по характеру плача понять, что хочет ребенок?

 Улыбается ли ребенок при виде Вас?

Оценка результатов

 

 4-6 МЕСЯЦЕВ

 Слушание ивосприятие:

 Реагирует ли ребенок на слово "нет"?

 На изменения в тоне голоса?

 Начинает ли он оглядываться, услышав новые звуки, например, звонок в дверь, шум пылесоса, лай собаки?

 Замечает ли ребенок игрушки, издающие звуки?

 Речевое развитие:

 Лепечет ли ребенок,произнося различные звуки, например, Б, В, Т?

 Дает ли ребенок понять (жестом или лепетом), если хочет чего-то еще?

 Издает ли ребенок булькающие звуки, когда остается один?

Оценка результатов

 7-12 МЕСЯЦЕВ

 Слушание и восприятие:

 Понимает ли ребенок слова, обозначающие названия часто употребляемых предметов (чашка, вода,игрушка)?

 Выполняет ли он требование "Иди сюда"?

 Понимает ли, что обозначает "Хочешь еще?"

 Нравится ли ребенку играть в "ладушки", "сороку-белобоку"?

 Откликается ли он на свое имя?

 Прислушивается ли он к разговору?

 Речевое развитие:

 Пытается ли ребенок подражать звукам?

 Использует ли ребенок речевые звуки вместо крика, чтобы привлечь внимание?

 Произносит ли он цепочки слогов?

 Начинает ли он произносить слова типа мама, папа, дай, нет, пока (слова могут произноситься нечетко).

Оценка результатов

1-2 ГОДА

 Слушание и восприятие:

 Показывает ли ребенок по просьбе части тела?

 Выполняет ли простые команды "Кати мяч", "Обними куклу", "Найди ботинки"?

 Слушает ли простые стихи, сказки, потешки, песенки?

 Показывает ли по просьбе изображения на картинках?

 Речевое развитие:

 Начинает ли ребенок задавать вопросы, например, "Где кошка?"

 Появляются ли простые предложения, например: "Дай пить"?

 Появляются ли в его речи новые звуки?

 Говорит ли он больше с каждым месяцем?

Оценка результатов

 

 2-3 ГОДА

 Слушание ивосприятие:

 Выполняет ли он двухступенчатую инструкцию, например: "Куклу положи спать, а мишке дай суп"?

 Понимает ли различия между словами: иди-стой, большой-маленький, верх-низ?

 Различает ли"домашние звуки": телефонный звонок, звук телевизора, хлопанье дверью?

 Речевое развитие:

 Просит ли ребенок у Вас то, что ему нужно?

 Может ли он назвать словами практически все?

 Появились ли у него предложения, состоящие из двух-трех слов?

 Легко ли Вы понимаете то, что говорит ребенок?

Оценка результатов

 3-4 ГОДА

 Слушание и восприятие:

 Способен ли ребенок услышать мяукание кошки в соседней комнате?

 Включает ли он радио или телевизор с большей громкостью, чем другие члены семьи?

 Отвечает ли навопросы: "кто?", "что?", "где?","почему?"

 Речевое развитие:

 Рассказывает ли ребенок о том, что делал в детском саду? Пересказывает ли то, что ему читают?

 Произносит ли он правильно большинство звуков?

 Понимают ли речь ребенка посторонние?

 Пользуется ли он предложениями,состоящими из трех-четырех слов?

Оценка результатов

 4-5 ЛЕТ

 Слушание и восприятие:

 Все ли понимае требенок из того, что он слышит дома и в детском саду?

 Все ли родные и близкие, воспитатели, знакомые считают, что ребенок слышит хорошо?

 Нравится ли ему,когда читают, задает ли он вопросы по содержанию услышанного?

 Речевое развитие:

 Легко ли ребенок общается с детьми и взрослыми?

 Все ли звуки он произносит правильно?

 Пользуется ли он предложениями, состоящими из пяти-шести слов?

 Считаете ли Вы, чтоего речь грамматически правильно оформлена?

 ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ

 Если на все вопросыВы ответили "да" - ХОРОШО - восприятие и речевое развитие соответствует возрасту.

 В Ваших ответах встречается:

 Одно-два"нет" - ВНИМАНИЕ - есть основание для беспокойства.

 Три и больше "нет" - ДЕЙСТВУЙТЕ - Вашему ребенку может быть необходима помощь специалистов. Проконсультируйтесь у педиатра, психиатра, невролога, логопеда,психолога. 


 

 

 

 

 

 

 

22 ноября 2012 в 18:06