ЦPP - детский сад № 56 «Сказка». Димитровград

Cоветы учителя - логопеда (ноябрь)

 

Что такое фонематический слух и почемутак важно его развивать.

 

       В самый ранний период своего детстваребенок в состоянии произнести великое множество различных звуков; и таких,которые встречаются в любом из европейских языков, и в языках Африки, Австралии,Японии и Китая. Но, слушая преимущественно речь своих родителей, домашних,близких, ребенок совершает во множестве сначала подражательные, потомпроизвольные движения, связанные с напряжением различных мельчайших мышц,участвующих в образовании и распознавании звуков родного языка, запоминает итренирует механизм звукопроизнесения и слухоразличения. А при обучении чтению кречевым двигательным и слуховым анализаторам подключается и зрение.

          Все это вместе взятое ведет кразвитию фонематического слуха, т.е. «особой способности, от которойзависит развитие речи ребенка, усвоение им родного языка». Фонематический слухразвивается и совершенствуется при активности, тренировке речевых кинестезий(движений).

          Фонематический слух у ребенканачинает формироваться очень рано. На второй неделе жизни ребенок, услышав звукчеловеческого голоса, перестает сосать грудь матери, прекращает плакать, когдас ним начинают говорить. К концу первого месяца жизни младенца можно успокоитьколыбельной песней. К концу третьего месяца жизни он поворачивает голову всторону говорящего и следит за ним глазами.

           В период появления лепета ребенокповторяет видимую артикуляцию губ взрослого, пытается подражать. Многократноеповторение кинестетического ощущения от определенного движения ведет кзакреплению двигательного навыка артикулирования.

           С 6 месяцев ребенок путем подражанияпроизносит отдельные фонемы, слоги, перенимает тон, темп, ритм, мелодику иинтонацию речи. Уже к 2 годам дети различают все тонкости родной речи, понимаюти реагируют на слова, отличающиеся всего одной фонемой (мишка-миска). Такформируется фонематический слух -способность воспринимать звуки человеческойречи. От 3 до 7 лет у ребенка все более развивается навык слухового контроля засвоим произношением, умение исправлять его в некоторых случаях.

          К 3-4 годам фонематическое восприятиеребенка настолько улучшается, что он начинает дифференцировать сначала гласныеи согласные звуки, потом мягкие и твердые, сонорные, шипящие и свистящие.

         К 4 годам в норме ребенок должендифференцировать все звуки, т. е. у него должно быть сформированофонематическое восприятие. К этому же времени у ребенка заканчиваетсяформирование правильного звукопроизношения.

          Фонематический слух – это способностьчеловека к анализу и синтезу речевых звуков, то есть слух, обеспечивающийвосприятие фонем звуков (фонем) данного языка.

          Фонематический слух – важное понятиедля овладения речью, а затем и грамотностью письма. Он предполагает точностьслухового восприятия, звукоразличение, звуковой анализ речи.

           Итак, выделим аспекты, на которыеоказывает влияние фонематический слух:

Нарушение фонематического слуха влияет на общеречевое развитие ребенка – на усвоение грамматического строя, словаря, артикуляции и дикции . Развитый фонематический слух необходим для выработки орфографического навыка: в русском языке огромное количество орфограмм связано с необходимостью соотнести букву с фонемой в слабой позиции (русскую орфографию называют фонематической). Слабо развитый фонематический слух вызывает трудности при овладении чтением. Без сформированности фонематического слуха невозможно овладеть операциями звукового анализа и синтеза. Развитый фонематический слух положительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи и слоговой структуры слов. Развитый фонематический слух является непременным условием успешного обучения грамоте.

Предлагаем несколько игр для развития фонематического слуха

 

Подскажи словечко

 Прочитайте ребенку хорошо знакомое емустихотворение (например: «Спать пора, уснул бычок...», «Уронили мишку напол...», «Наша Таня громко плачет...»). При этом не произносите последние словав строчках. Предложите ребенку самому сказать недостающие слова.

Маленький учитель

 Скажите ребенку, что его любимая игрушка хочетнаучиться правильно говорить. Попросите ребенка «объяснить» игрушке, какназывается тот или иной предмет. При этом следите, чтобы малыш правильно ичетко произносил слова.

 Услышишь - хлопни

 Взрослый произноситряд звуков (слогов, слов); а ребёнок с закрытыми глазами, услышав заданныйзвук, хлопает в ладоши.

Внимательный слушатель

 Взрослый произноситслова, а дети определяют место заданного звука в каждом их них (начало,середина или конец слова).

 

Нужное слово

 По заданию взрослогодети произносят слова с определенным звуком в начале, середине, конце слова.

Зоркий глаз

 Детям предлагаетсянайти в окружающей обстановке предметы, в названии которых есть заданный звук,и определить его место в слове.

Сложи звук

 Взрослый произноситряд звуков, а дети проговаривают составленные из них слоги и слова. Для этойигры необходимо использовать «звуковые» карточки

Скажи наоборот

 Взрослыйпроговаривает два-три звука, а дети должны произнести их в обратном порядке.

Кто больше

 Рассматривая вместе с ребенком картинки вкниге, предложите ему найти среди них те, в названиях которых есть звук"Р" (звук "С" и другие). За каждое названное слово даетсяпоощрительное очко. Помогите ребенку, если он затрудняется, назовите несколькослов сами, выделяя заданный звук голосом, увеличивая длительность егопроизнесения.

 

 Придумай больше

 Водящий, называя какой-нибудь звук, проситиграющих придумать 3 слова, в которых встречается заданный звук. Играть можно,перекидывая мяч. Если задание выполнено верно, ведущий и игрок меняются ролями.

 

 Красный - белый

 Для игры нужно приготовить два кружка(например, красный и белый). Взрослый предлагает ребенку внимательновслушиваться и определять, в каком слове есть условленный звук ("Л","Ш", например). Если в предлагаемом слове заданный звук есть, ребенокподнимает красный кружок, если нет - белый. Не забудьте поменяться ролями вовтором туре.

 

 Поймай рыбку

 Для этой игры нужна магнитная удочка. Этообычная палочка с привязанным к ней на ниточке магнитиком. На картинки излюбого детского лото надеваются скрепки. Ребенок "вылавливает"удочкой разные картинки, называет их, определяя наличие или отсутствие в ихназваниях звука, выбранного заранее. Это могут быть "Ж","Д", "К" и другие звуки. Можно усложнить игру, попросивопределить место заданного звука в названии картинки. Так, в слове"самокат" "С" слышится в начале слова, в слове"весы" - в середине, а в слове "лес" - в конце. Итак,ловись, рыбка, большая и маленькая!

Кто внимательнее

 Взрослый показывает картинки и называет их.Ребенок внимательно вслушивается и отгадывает, какой общий звук встречается вовсех названных словах. Например, в словах коза, медуза, роза, незабудка,стрекоза общий звук "З". Не забудьте, что произносить этот звук всловах нужно длительно, выделяя его голосом, насколько это возможно.

 

Звенит-жужжит

 Выбирается водящий. Он предлагает играющимзадумать слова со звуками "З" и "Ж". затем следует просьбапроизнести задуманные слова по очереди. Если в слове есть "З",ведущий констатирует: "Звенит". Если присутствует "Ж":"Жужжит"

Цепочки слов

 Эта игра - аналог всем известных"городов". Заключается она в том, что на последний звук заданногопредыдущим игроком слова игрок последующий придумывает свое слово. Образуетсяцепочка слов: аист - тарелка - арбуз. Вспомнили?

5 декабря 2012 в 11:10