ЦPP - детский сад № 56 «Сказка». Димитровград

СОВЕТЫ УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДА (ДЕКАБРЬ)

Артикуляционная гимнастика

 

           Для того чтобы звукопроизношениебыло чистым, нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы,мягкое небо. Так как все речевые органы состоят из мышц, то, следовательно, ониподдаются тренировке.

 

           Гимнастика,направленная на развитие органов речи, называется артикуляционной. Такаягимнастика помогает укрепить речевые мышцы и подготавливает базу для чистогозвукопроизношения.

 

Цель артикуляционной гимнастики:выработка  полноценных движений и определенныхположений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движенияв сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.

          Важно помнить, что артикуляционная гимнастикаявляется лишь подготовительным этапом в постановке и автоматизации звуков.Непосредственно постановкой звуков должен заниматься только логопед!

 

              Большая опасность заключается втом, что многие родители считают, что могут развить у ребенка правильноепроизношение путем повторения различных скороговорок.

 Но необходимо помнить о том, что сначаларебенок должен научиться произносить изолированные звуки, и лишь потомзакреплять их в словах.

 

 Залогом четкогопроизношения звуков и ясной дикции является хорошо поставленное речевоедыхание.

 

Упражнения для речевого дыхания

 

Футбол

 Скатать ватный шарик и поставить два кубика вкачестве ворот. Ребенок должен, дуя на шарик, загнать его в ворота.

Ветряная мельница

 Ребенок дует на лопасти игрушки-вертушки илимельницы из песочного набора.

Снегопад

 Сделать снежинки из ваты (рыхлые комочки).Объяснить ребенку, что такое снегопад и предложить ребенку сдувать"снежинки" с ладони.

Листопад

 Вырезать из цветной бумаги различные осенниелистья и объяснить ребенку, что такое листопад. Предложить ребенку подуть налистья, так, чтобы они полетели. Попутно можно рассказать, какие листочки скакого дерева упали.

Бабочка

 Вырезать из бумаги бабочек и подвесить их нанитках. Предложить ребенку подуть на бабочку так, чтобы она полетела (при этомследить, чтобы ребенок сделал длительный плавный выдох).

Кораблик

 Дуть плавно и длительно на бумажный кораблик.

 Одуванчик

 Предложите ребенку подуть на отцветшийодуванчик (следите за правильностью выдоха).

Шторм в стакане

 Предложите ребенку подуть через соломинку встакан с водой (нужно следить, чтобы щеки не надувались, а губы былинеподвижными).

 

Техника выполнения упражнений:

воздух набирать через нос плечи не поднимать выдох должен быть длительным и плавным необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками) нельзя много раз подряд повторять упражнения, так как это может привести к головокружению

 

Рекомендации по проведению занятий

 

         Все занятия должны строиться по правилам игры,так как в противном случае вы можете натолкнуться на упорное нежелание ребенказаниматься.

          Длительность занятия без перерыва должна бытьне больше 15-20 минут (начинать надо с 3-5 минут).

          Занятия должны проводиться 2-3 раза в день;лучшее время для занятий - после завтрака и после дневного сна.

         Не заставляйте ребенка заниматься,если он плохо себя чувствует.

          Отведите специальное место для проведениязанятий, где ребенку ничего не сможет помешать.

          Объясняя что-то ребенку, пользуйтесь нагляднымматериалом.

         Не употребляйте слово «неправильно»,поддерживайте все начинания малыша, хвалите даже за незначительные успехи.

          Разговаривайте с малышом четко, повернувшись кнему лицом; пусть он видит и запоминает движения ваших губ.

          Кроме проведения конкретных занятий, вы должныкак можно больше читать малышу.

           Не забывайте о том, что для вашего ребенкаочень важно общение с вами. И не только во время занятий, но и каждую минутувашего с ним совместного пребывания.

 

 А теперь об основных упражненияхартикуляционной гимнастики.

 

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционнойгимнастики

 

 1. Проводить артикуляционную гимнастику нужноежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнятьупражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3упражнений за раз.

 2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.

 3. Статические упражнения выполняются по 10-15секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).

 4. При отборе упражнений для артикуляционнойгимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простыхупражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.

 5. Из выполняемых двух-трех упражнений новымможет быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления.Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следуетвводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для егозакрепления можно придумать новые игровые приемы.

 6. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя,так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки иноги находятся в спокойном положении.

 7. Ребенок должен хорошо видеть лицовзрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильностьвыполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведенияартикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Такжеребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), нотогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

 8. Начинатьгимнастику лучше с упражнений для губ.

 

Организация проведения артикуляционной гимнастики

 

·        Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении,используя игровые приемы.

·        Взрослый показывает выполнение упражнения.

·        Упражнение делает ребенок, а взрослыйконтролирует выполнение.

 

Упражнения для губ

 

 1. Улыбка.

 Удерживание губ вулыбке. Зубы не видны.

 2. Хоботок(Трубочка).

 Вытягивание губвперед длинной трубочкой.

 3. Заборчик.

 Губы в улыбке, зубысомкнуты в естественном прикусе и видны.

 4. Бублик (Рупор).

 Зубы сомкнуты. Губыокруглены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.

 5. Заборчик - Бублик.Улыбка - Хоботок.

 Чередование положенийгуб.

 6. Кролик.

 Зубы сомкнуты.Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.

 

Упражнения для развития подвижности губ

 

 1. Покусывание ипочесывание сначала верхней, а потом нижней губы зубами.

 2. Улыбка - Трубочка.

 Вытянуть вперед губытрубочкой, затем растянуть губы в улыбку.

 3. Пятачок.

 Вытянутые трубочкойгубы двигать вправо-влево, вращать по кругу.

 4. Рыбкиразговаривают.

 Хлопать губами друг одруга (произносится глухой звук).

 5. Сжать большимпальцем и указательными пальцами одной руки верхнюю губу за носогубную складкуи двумя пальцами другой руки нижнюю губу и растягивать их вверх-вниз.

 6. Щеки сильновтянуть внутрь, а потом резко открыть рот. Необходимо добиться, чтобы привыполнении этого упражнения, раздавался характерный звук "поцелуя".

 7. Уточка.

 Вытянуть губы, сжатьих так, чтобы большие пальцы были под нижней губой, а все остальные на верхнейгубе, и вытягивать губы вперед как можно сильнее, массируя их и стремясьизобразить клюв уточки.

 

 8. Недовольнаялошадка.

 Поток выдыхаемоговоздуха легко и активно посылать к губам, пока они не станут вибрировать.Получается звук, похожий на фырканье лошади.

 9. Рот широко открыт,губы втягиваются внутрь рта, плотно прижимаясь к зубам.

 

Если губы совсем слабые:

 - сильно надуватьщеки, изо всех сил удерживая воздух во рту,

 - удерживая губамикарандаш (пластмассовую трубочку), нарисовать круг (квадрат),

 - удерживать губамимарлевую салфетку - взрослый пытается ее выдернуть.

 

Упражнения для губ и щек

 

 1. Покусывание, похлопываниеи растирание щек.

 2. Сытый хомячок.

 Надуть обе щеки,потом надувать щеки поочередно.

 3. Голодный хомячок.

 Втянуть щеки.

 4. Рот закрыт. Битькулачком по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом.

 

Статические упражнения для языка

 

 1. Птенчики.

 Рот широко открыт,язык спокойно лежит в ротовой полости.

 2. Лопаточка.

 Рот открыт, широкийрасслабленный язык лежит на нижней губе.

 3. Чашечка.

 Рот широко открыт.Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.

 4. Иголочка(Стрелочка. Жало).

 Рот открыт. Узкийнапряженный язык выдвинут вперед.

 5. Горка (Кискасердится).

 Рот открыт. Кончикязыка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.

 6. Трубочка.

 Рот открыт. Боковыекрая языка загнуты вверх.

 7. Грибок.

 Рот открыт. Языкприсосать к нёбу.

 

Динамические упражнения для языка.

 

 1. Часики (Маятник).

 Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку.Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.

 2. Змейка.

 Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинутьвперед и убрать в глубь рта.

 3. Качели.

 Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носуи подбородку, либо к верхним и нижним резцам.

 4. Футбол (Спрячь конфетку).

 Рот закрыт. Напряженным языком упереться то водну, то в другую щеку.

 5. Чистка зубов.

 Рот закрыт. Круговым движением языка обвестимежду губами и зубами.

 6. Катушка.

 Рот открыт. Кончик языка упирается в нижниерезцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык выкатываетсявперед и убирается в глубь рта.

 7. Лошадка.

 Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокатьмедленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

 8. Гармошка.

 Рот раскрыт. Язык присосать к нёбу. Не отрываяязык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.

 9. Маляр.

 Рот открыт. Широким кончиком языка, каккисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого нёба.

 10. Вкусное варенье.

 Рот открыт. Широким языком облизать верхнююгубу и убрать язык вглубь рта.

 11. Оближем губки.

 Рот приоткрыт. Облизать сначала верхнюю, затемнижнюю губу по кругу.

 

Упражнения для развития подвижности нижней челюсти

 

 1. Трусливый птенчик.

 Широко открывать изакрывать рот, так чтобы тянулись уголки губ. Челюсть опускается примерно нарасстояние ширины двух пальцев. Язычок-"птенчик" сидит в гнездышке ине высовывается. Упражнение выполняется ритмично.

 2. Акулы.

 На счет"один" челюсть опускается, на "два" - челюсть двигаетсявправо (рот раскрыт), на счет "три" - челюсть опущена на место, на"четыре" - челюсть даигается влево, на "пять" - челюстьопущена, на "шесть" - челюсть выдвигается вперед, на "семь"- подбородок в обычном удобном положении, губы сомкнуты. Делать упражнениенужно медленно и осторожно, избегая резких движений.

 3. Имитация жевания сзакрытым и открытым ртом.

 4. Обезьяна.

 Челюсть опускаетсявниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку.

 5. Сердитый лев.

 Челюсть опускаетсявниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку и мысленным произнесениемзвуков а или э на твердой атаке, сложнее - с шепотным произнесением этихзвуков.

 6. Силач.

 Рот открыт.Представить, что на подбородке повешен груз, который надо поднять вверх,поднимая при этом подбородок и напрягая мускулы под ним. Постепенно закрытьрот. Расслабиться.

 7. Поставить руки настол, сложить ладони одна на другую, упереться подбородком в ладони. Открываярот, давить подбородком на сопротивляющиеся ладони. Расслабиться.

 8. Опустить челюстьвниз с преодолением сопротивления (взрослый держит руку под челюстью ребенка).

 9. Открывать рот соткидыванием головы назад с преодолением сопротивления руки взрослого, лежащейна затылке ребенка.

 10. Дразнилки.

 Широко, частооткрывать рот и произносить: па-па-па.

 11. Беззвучно,протяжно (на одном выдохе) произнесите гласные звуки:

 ааааааааааааа

 яяяяяяяяяяяяяя(расстояние между зубами в два пальца);

 ооооооооооооо

 ёёёёёёёёёёёёё(расстояние между зубами в один палец);

 иииииииииииии (ротслегка открыт).

 12. Произнеситегласные звуки с голосом:

 аaaaaaaaaaaaa

 яяяяяяяяяяяяяя

 ооооооооооооо

 ёёёёёёёёёёёёё

 иииииииииииии

 13. Слитно и протяжнопроизнесите несколько гласных звуков на одном выдохе:

 аааааэээээ

 аааааеееее

 аааааиииии

 иииииааааа

 ооооояяяяя

 аааааииииииооооо

 иииииээээээааааа

 аааааиииииэээээоооооои т.д.

 Следите за тем, чтобыпри произнесении звуков раскрытие рта было достаточно полным.

 14. Произнеситепословицы, поговорки, скороговорки, которые насыщены гласными звуками,требующими широкого раскрытия рта.

 Мал, да удал.

 Два сапога - пара.

 Нашла коса на камень.

 Знай край, да непадай.

 Каков рыбак, такова ирыбка.

 Под лежачий каменьвода не течет.

 У ужа ужата, у ежаежата.

 

 В процессе выполненияупражнений следите за тем, чтобы нижняя челюсть опускалась свободно вниз,гласные звуки сначала произносите немного подчеркнуто.

 

 Наберитесь терпения ине бросайте начатое дело, даже если результат не будет виден сразу. Какговорят, терпение и труд все перетрут. И вы с вашим малышом обязательнодобьетесь успехов.

Удачи вам и терпения.

 

ПОЛЕЗНЫЕ КНИЖКИ

 

Речевая гимнастика, логопедический массаж, развитие моторики

Краузе Е.Н. «Логопедия. игры и упражнения для детей раннегои младшего возраста» - 2002 г.

Краузе Е.Н. «Логопедический массаж и артикуляционнаягимнастика» - 2003 г.

Пожеленко Е.А. «Артикуляционная гимнастика: методическиерекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольноговозраста» - 2006 г.

Поваляева М.А. «Сказки о веселом язычке» - серия на каждуюгруппу звуков (стихи, комплексы артикуляционных упражнений, приемы массажа,большое количество иллюстраций)

Буденная Т.В. «Логопедическая гимнастика» - 2005 г.

Пальчиковые игры

Цвынтарный В.В. «Логопедия. игры и упражнения для детейраннего и младшего возраста» - 2002 г.

Крупенчук О.И. «Ладушки: пальчиковые игры для малышей» -2005 г.

Развитие слухового внимания

Александрова Т.В. «Живые звуки, или Фонетика длядошкольников» - 2005 г.

 

Логоритмика

Юлия Соколова «Речь и моторика» - 2003 г.

Мнемотехника

Бойкова С.В. «Занятия с логопедом по развитию связной речи удетей 5-7 лет»

Развивающие книжки

Серия «Умные книжки»

Серия «Карапуз»

Жукова Н.С. «Букварь»

 

 

 
14 января 2013 в 21:09